Выступление на педагогическом совете
«Создание условий для полного раскрытия индивидуальных творческих способностей учащихся во внеклассной работе».
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие у учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось – в математике или в музыке, в физике или спорте, в общественной жизни. Творческое начало играет огромную роль в кружковых занятиях. Ведь там, где проявляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.
Вспомните слова Б. Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Именно так происходит процесс творчества.
Непременное условие для полного раскрытия индивидуальных творческих способностей во внеклассной и кружковой работе – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на занятиях. А так же коммуникативные стороны деятельности учителя, то есть, установление с учащимися взаимоотношений на основе уважения и доверия; завоевание авторитета у учеников.
Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к занятиям и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности, необходимость общения.
Как заразить ребят творчеством? Все дело в атмосфере занятий. Не в моих навыках – в вокальных, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать их творческую личность, помочь раскрыть себя.
Методы активизации, назовем их так, могут быть самыми различными – главное – будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию. Все формы музыкальных занятий должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремлению сделать что-то свое, новое, лучшее.
Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка. И как сказал К.Ушинский: «Каждый из нас более человек в том, как он чувствует, чем как он думает».