АРТ-ПЕДАГОГИКА

АРТ-ПЕДАГОГИКА

    Арт-педагогика – лекарство от стресса

Психическое здоровье детей, обучающихся в общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к учебе и общественной жизни; часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности и агрессивности. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.
Одним из таких средств является арт-педагогика – вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь).

В основе арт-педагогики лежит арт-терапия. Во многих случаях в арт-терапевтической работе могут использоваться музыка, дра­матическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности челове­ка. При этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей.

Арт-терапия открывает перед нами массу возможностей:

Арт-терапия не имеет ограничений и всегда ресурсна. Любой человек способен выразить себя, свое состояние рисунком, движением, танцем, звуком или мелодией. Познать себя, ответив на свои вопросы, восстановить свою гармонию.

Для некоторых людей это единственный способ заявить о себе как о творческой личности, дать понять себе и окружающему миру, что я – есть!

В повседневной жизни позволяет быстро и эффективно снимать каждодневные стрессы. Арт-терапия является безопасным способом «выпустить пар», разрядить напряжение, дать социально приемлемый выход агрессии, гневу и другим негативным чувствам, разрушающим нас изнутри. Помогает вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность и гармонию.

Способствует глубокому познанию окружающего мира и себя в нем.
Каждый из нас задает себе вопросы: «Кто я и что я? Какой мир окружает меня? Что я несу миру? Что он дает мне в ответ?» Процесс творчества помогает нам ответить на все эти вопросы, увидеть себя с другой, иногда совсем неожиданной, стороны. Найти свое предназначение, раскрыть и развить свои способности и таланты. Понять и принять себя такими, какие мы есть. Дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Помогает установить гармоничные взаимоотношения с близкими и любимыми людьми. Пропуская взаимоотношения с ними сквозь призму творчества, мы больше узнаем и о себе, и о них. Мы находим скрытые внутренние конфликты с ними, а возможность выразить и заново пережить эти конфликты способствует их разрешению. Мы получаем новый опыт, новую модель взаимоотношений, помогающую по-новому строить общение с другими людьми.

…Все люди обладают природной способностью к экспрессивному исцеляющему творческому самовыражению. /Карл Роджерс/

Сам термин «исцеление искусством» (art-искусство, therapy-лечение) ввел английский врач и художник Андриан Хилл, в сороковые годы прошлого века. Он заметил, что больным в госпиталях становилось легче после занятий творчеством. Хотя АРТ-терапией, как таковой, человек занимается с момента своего существования (достаточно вспомнить наскальные рисунки).

Терапия искусством позволяет: выразить себя, свои чувства, состояния, увидеть свой внутренний мир, достичь положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. Под понятие «искусство» попадает любая творческая деятельность человека, когда он полностью отдается тому, чем занимается, когда творчество становится состоянием его Души.

 

МУЗЫКА ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ

Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус). Она проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают.

Детям можно предложить прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины, пластилина). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию, снять стрессы.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Музыка может использоваться для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятий может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая, спокойная музыка.

Звуки и чувства взаимосвязаны. Поэтому можно использовать музыку для обучения детей распознаванию эмоций. С этой целью детям выдаются карточки с изображением детского лица с различной мимикой – радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости (карты настроения). Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт, соответствующую настроению музыки. В последующем дети учатся словесно описывать чувства, которые у них вызывают музыкальные произведения, и соотносить их с «картами настроения». Для характеристики музыкальных образов, своих чувств,  дети пользуются двумя наборами полярных определений. Веселый – грустный, бодрый – усталый, довольный – сердитый, спокойный – взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, ясное – мрачное, красивая – некрасивая. Этот прием помогает детям понимать свое эмоциональное состояние.

ТАНЕЦ ТЕЛА

Известно, какое негативное влияние на физическое и психическое самочувствие детей оказывает ограничение двигательной активности. Школьные правила заставляют ребенка сдерживать себя, и он стремится к поведению, которое от него ожидают окружающие. Ребенок начинает напрягать свои мышцы, чтобы сдерживать слезы или гнев; возникают психологические «зажимы» на теле. Таким образом, ребенок постепенно лишается первоначальной органической связи со своим телом. Необходимо помочь ему вновь обрести полноценное ощущение своего тела. С этой целью используется прием спонтанной двигательной активности.

Этот прием основан на взаимосвязи движений человеческого тела и эмоций. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как физическое, так и душевное, и, соответственно, меняется характер наших движений. Спонтанные движения свободной формы (под разную музыку) позволяют снять контроль сознания над собственным телом; способствуют высвобождению скрытых, подавляемых ребенком чувств (агрессии, страхов); улучшают физическое и душевное самочувствие, расширяют самосознание.

  • «Сочини свой танец». Ведущий становится  в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.
  • «Подари движение». Участники становятся в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-либо однотипные движения в течение 15–20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и так продолжается по кругу.
  • «Танец пяти движений». Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа – 1 минута.

«Течение воды» – плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

«Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
«Сломанная кукла» – неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
«Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
«Покой» – спокойная, тихая музыка имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – отсутствие движений, «слушание» своего тела.

  • «Свободный танец». Детям предлагается под музыку (ритм, громкость которой периодически меняются) с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.

Ведущий принцип арт-терапии заключается в том, что именно творческий процесс, включающий и художественное творчество, является целительным и способным улучшить человеческую жизнь. Данная идея объясняется большим сходством арт-терапии и творческого процесса. И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем – нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий.

В арт-терапии происходит развитие креативности как процесса, противоположного имитации, где требуется лишь следовать определенному направлению, копировать образ или научиться быть технически совершенным. Удачно воспроизведенный объект, дубликация рисунка или скульптуры может сопровождаться чувством самоудовлетворенности, но не проведет вас через процесс творчества, в котором открывается и развивается собственное воображение.

Лишь работа над собственными оригинальными образами свяжет вас с вашим творческим потенциалом.

Арт-терапевтический процесс подразумевает не только раскрытие креативности, но также знание, понимание того, каким образом арт-терапевтическая среда и используемые в арт-терапии материалы способствуют многообразию творческого самовыражения личности.

Все элементы арт-терапевтического пространства должны быть ориентированы на создание атмосферы доверия, диалога, безопасности, удобства.