Формирование музыкальной культуры

Формирование музыкальной культуры

Среди предметов эстетического воспитания в средней школе есть и урок музыки, который призван развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные вкусы, т.е. формировать личность ребёнка.

И главной целью музыкального воспитания школьников является формирование музыкальной культуры, как важной и неотъемлемой части их духовной культуры.

Урок музыки включает в себя три вида деятельности: это музыкальная грамота, хоровое пение, слушание музыки, которые взаимосвязаны между собой. Но особое место на уроке уделяется слушанию музыки. И для того, чтобы ребята научились понимать и любить классическую музыку, нужна систематичность в работе учителя, начиная с первого класса и заканчивая восьмым.

Музыка должна быть доступной для восприятия. Существует три типа слушателей:

  1. Полное понимание;
  2. Малое восприятие;
  3. Истинное понимание музыки.

Есть очень хорошая английская пословица:

Расскажи мне — я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня и я пойму.

И для того чтобы вовлечь ребят в мир музыки, существует определённая структура слушания музыки, которая повышает эффективность урока.

И сейчас я предлагаю вам повернуть время назад и всем вместе оказаться учащимися пятого класса.

Ребята сегодня на уроке мы отравляемся в путешествие в Величественную и суровую Норвегию – страну диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. В этой стране в 1843 году родился замечательный композитор Эдвард Григ, который много путешествовал по Скандинавии, бродил по горам, вслушивался в наигрыши пастухов. Там он слышал множество танцевальных мелодий, которые позднее зазвучали в его произведениях. Сегодня, мы познакомимся с поэтичной музыкальной картиной «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» — это самое известное сочинение Эдварда Грига.

«Пер Гюнт» — главный герой драмы, норвежский крестьянин. Он красив и смел, и к тому же неисправный фантазёр, искатель приключений.

Первая пьеса этой сюиты – «Утро» — показывает пробуждение северной природы, краски рассвета, восходящее солнце. Пение птиц, шелест листвы. Музыка передаёт то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца.

Слушаем музыкальную картинку.

И закончить своё выступление я хочу словами английского писателя Бернарда Шоу: «… позволительно ли для кого бы то ни было пренебрегать музыкой или считать своё образование законченным без изучения музыкальной культуры?»