Гуманная педагогика

Гуманная педагогика

Структура гуманных уроков

Каждый урок начинается с настроя. Начало урока (до развёртывания его содержательной стороны) требует от учителя особого, тщательного продумывания. Приветствие, порой, возможно, вовсе не будет связано именно с данным уроком. Это может быть просто установка на создание расположения друг к другу: учителя к ученику и ученика к учителю. Данный настрой нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой. Дети привыкают к такому настрою. Они ждут душевной встречи с учителем и рады ей.

В чём может проявляться настрой на урок:

·     посылка ребёнком самых добрых пожеланий самому себе, чтобы он смог состояться на уроке;

·     посылка пожеланий самому уроку, чтобы он смог оправдать надежды, которые дети возлагают на него;

·     индивидуальное, выборочное обращение учителя к кому-нибудь, кто особо нуждается в этом, от которого учитель ждёт большего старания, творчества, большей активности;

·     ожидание учителем радости, которую доставят ему ученики своей сосредоточенностью, сообразительность, творчеством;

·     добрая улыбка учителя иногда может стать настроем на урок;

·     тишина, возникающая в начале урока, когда учитель и дети стоят друг перед другом, настраиваясь на урок, когда создается невидимая нить понимания, единая устремлённость к познанию и сотрудничеству.

Настрой может проходить в форме медитативного приема. Это упражнения с пожеланием радости, удачи себе и всему живому. Например:

  •  «Всё будет хорошо!»: дети с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой.
  •  «Выливание из кувшинчика»: дети, сидя, медленно наклоняют головы к полу и «выливают» из головы то, чего там сейчас не должно быть.
  •  «Дай себе установку на успех!»: дети с закрытыми глазами настраивают себя на то, что они справятся с предстоящей контрольной работой Кроме этого, мы используем такие приемы, как:
  •  «Ледокол». Цель: «разбить» плохое настроение, «расчистить» путь доброй мысли, хорошему расположению духа.

·     Это может быть игра или «мозговой штурм», небольшая дискуссия, которые помогают классу настроиться на тему урока, заинтересоваться ею.

Надо не забывать, что учащийся приходит на урок со своими проблемами, занятый своими мыслями. Нужны время и соответствующие условия, чтобы настроить учащихся на духовный контакт.

Все компоненты урока объединяются общением. Общение – это сердце урока. Мы сторонники общения дружеского расположения и совместной увлечённости познавательной деятельностью. При этом стремимся создать свой индивидуальный стиль педагогического общения, чтобы ученики захотели поделиться с нами своими мыслями и переживаниями, чувствовали себя свободно и спокойно.

Наша же задача – быть уважительным собеседником в диалоге с ребёнком, направляющим его в нужное русло, но не навязывающим своих мыслей и своей воли; консультантом в решении поставленной проблемы, задачи; помощником в подготовке устных выступлений или письменных заданий. А главное – человеком, поощряющим совместный поиск решений проблемы или задачи, особенно оригинальные решения. Заразительно и вдохновляюще  действует на ребят личный пример учителя, который размышляет вместе с ними, легко находит решения возникающих педагогических задач, уверенно и чётко ведёт школьников к намеченной цели.

В конце урока подводится итог. Урок – это прожитое время, как его прожили обязательно надо обсудить. Форма подытоживания может быть разнообразной:

– в конце урока дети говорят, что обсуждали, чему научились, что понравилось на уроке;

– ученики дают свою оценку уроку, выделяя особо значимые его части;

– дают оценку своему участию на уроке («Похвали себя!»: поглаживание рукой по голове за правильно выполненное задание и др.);

– дети молча размышляют, думают, прокручивают в своём воображении весь урок, вспоминают отдельные детали, отмечают то, что ими было усвоено, что помогло им подняться по ступенькам познания;

– они охотно высказывают свои пожелания учителю в связи с построением и организацией будущих уроков;

– учитель настраивает детей на то, чтобы они сами для себя определили, с чем возвратятся из школы домой, чем порадуют своих близких, родителей, какой новой познавательной информацией обогатят их, о каких нравственных поступках будут рассуждать вместе с ними;

– иногда сам учитель подводит итог уроку, выражая восхищение и благодарность за творческие взлёты детей, за их желание помогать и поддерживать учителя в проведении урока.

Ещё один итог, который должен присутствовать в уроке обязательно, это обратная связь, которая осуществляется через методы диагностики. Без этой связи нельзя готовиться к следующему уроку.

На уроке учитель должен уметь тонко чувствовать его результативность, для чего предусмотрен своеобразный диагностический этап работы. Он может быть проведён на любом этапе урока: рисунки, выбор цветного круга–листочка, выражающего настроение, самооценка (как я работал сегодня, чем поделюсь дома). Все предлагаемые процедуры исследования помогают нам получить информацию о личностных качествах каждого ребёнка. Однако они не имеют диагностического значения в полном смысле этого слова. Для специального исследования детей существуют иные методы и способы оценки результатов деятельности, которые использует профессиональный психолог.

Чрезвычайно актуальны приёмы снятия стресса в учебном процессе. В известном смысле частным случаем здесь является организация текущего контроля. Наша позиция формулируется кратко: максимум оценок – минимум отметок. Если сохраняются текущие отметки, то только дифференцированные положительные.

Что касается домашних заданий, то если задаются уроки на дом, то только для одной из трёх целей: выравнивание; дифференциация; самостоятельная организация своей деятельности. Это могут быть и «отсроченные» задания, задания по выбору. Ещё одно условие — не давать письменные задания на выходные дни!

Во внеурочной деятельности для коррекции и стимулирования саморазвития личности детей организуем обучение младших школьников основам самоорганизации. Ученики ведут «Личные дневники достижений», которые помогают им организовывать свою деятельность по следующим направлениям:

o      организация самопознания (о чертах характера; что такое счастье; мои способности, я и мои потребности; сочинение-размышление «Кто я?» и др.)

o      организация самовоспитания (работа с плохими привычками; выработка хороших привычек; воспитание характера; развитие способностей; сочинение-рассуждение «Каким я буду через 10 лет», «Какой я?», «Мой идеал» и др.);

o      результаты деятельности.

Например, для организации самопознания нами используется анкета «Твой характер». Дети оценивают свои поступки и, судя по тому, как часто они проявляются, делают заключение, являются ли они качествами их характера. Заполнив анкету, определяют черты характера, которые хотели бы в себе воспитать, продумывают последовательность их воспитания. По алгоритму составляют план самовоспитания:

o      Когда начнёшь изменять своё поведение, свои привычки?

o      Что ты должен делать?

o      Кто тебе может помочь в достижении цели?

Для преодоления трудностей ученики с нашей помощью используют приёмы самовнушения и самостимуляции волевых усилий. Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия: «Я могу сделать это не хуже других!» «Я верю в себя и в своё будущее!» Самоободрение, самопобуждение, самоубеждение: «Будь молодцом!» «Ты справишься!» и др.

Наша задача изменить учебную среду, задания, даже предмет обучения так, чтобы дети смогли реализовать собственный стиль обучения.

Если учебный результат неудовлетворительный, мы не обвиняем в этом только ученика. Процесс обучения — двусторонний феномен, значит, успех в учебе ребенка во многом зависит и от нас, от того, как мы его учим, какие цели реализуем, как оцениваем полученные результаты.

Начиная с первого класса, ведется целенаправленная работа по формированию оценочной деятельности, включающей способность оценивать границы собственных знаний, участвовать в формировании критериев оценки, эталонов деятельности.

После выполнения самооценки предметом обсуждения в классе становятся причины успеха или неудач в достижении цели. Таким образом, в центр внимания попадают личностные качества. Задача учителя – сориентировать их на нравственный образец, научить детей чаще всматриваться в себя, оценивать свои поступки, отношения.