ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на уроке музыки.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ.
Исполнительская деятельность: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
э т а п ы работы над песней
1.вокально-хоровая работа над песней начинается с распевания (лёгкие упражнения для голоса или выученные попевки и т.д)
2.работа над содержанием песни, познакомить с авторами. (рассказ о песне)
3. песня исполняется учителем на фортепиано или звучит в записи. (показ образа песни)
4. исполнение песни по нотам (сольфеджио) учащимися (если они знакомы с нотной грамотой)
5. далее учитель отрабатывает трудные места песни, работает над ритмом; ставит работу в зависимости от целей поставленных при разучивании (это и работа над дикцией (текст), над фразировкой, над дыханием, над звуком, динамикой, отрабатываются всевозможные штрихи и нюансы, и т.д.)
6. исполнение песни детьми под аккомпанемент учителя или под фонограмму на последующих уроках.
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
— Пение с ритмическими движениями, ритмические упражнения, пение песен ритмослогами, исполнение ритмического рисунка (прохлопывание или игра на каком-нибудь инструменте), определение размера. Работа над ощущением долевой пульсации.
—Движение под музыку необходимо на уроке как разрядка, как смена формы работы.
Движение даёт возможность закрепить многие навыки: ощущение долевой пульсации, формы. Двигательные упражнения чрезвычайно разнообразны. Это игры, шаги и бег под музыку, движение «в образе» (подражание походке зверей, сказочных персонажей и т.п.), показ знакомых песен в движении, инсценировка песен, упражнения для координации движений рук и ног, импровизация движений.
3. Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.).
4. Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства.
- Освоение элементов музыкальной грамоты.
- Игра на элементарных музыкальных инструментах: металлофоны, ксилофоны, барабан, свирель, треугольники, бубны и т.д. возможно исполнение учащимися музыки на синтезаторе, фортепиано, скрипке, флейте , гитаре и других профессиональных музыкальных инструментах, если они ими владеют (учитель может включить в урок или в концерт сольный номер таких учеников).
- Дирижирование.
8. Сочинение.
- Музыкально-образовательная деятельность (получение общих сведений о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приёмах исполнительства).
10. Работа с учебником.
Слушание музыки. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности.
От установки, которая даётся педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит её восприятие детьми.
Давать какие-либо пояснения одновременно со звучащей музыкой не рекомендуется. Анализ проводится после прослушивания.
Перед прослушиванием музыки можно задать детям вопросы или задание.
Подходы к анализу музыкального произведения
Беседу следует начинать с определения характера произведения в целом (или его частей) и расширения определений, применяемых детьми. (Использование эмоционального словаря или словаря ассоциаций).
Таким образом, определение эмоционально-образного содержания произведения являются важной частью беседы, в процессе которой учащиеся связывают моменты программности и изобразительности, а также средства музыкальной выразительности с характером музыки. От настроений, чувств, выраженных в музыке, к различию изобразительных моментов (если они имеются), и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ.
Образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) – вызывают эмоциональный отклик.
1. Принадлежность к одной из трёх сфер: песня — песенность; танец — танцевальность; марш — маршевость?
2. При каких жизненных обстоятельствах должна звучать эта музыка?
3. О каких событиях рассказывает музыка?
4. Выразительность музыки. Какое настроение, чувства, черты характера человека выражены в музыке?
5. Изобразительность музыки. Что рисует музыка – портрет или пейзаж, движение или животных и т.д.?
6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке, для чего создано это произведение?
7. Средства музыкальной выразительности (музыкального языка), которые помогли почувствовать музыку?
8. Самостоятельное ли это произведение или часть жанра произведения?
9. Национальная принадлежность музыки: народная или профессиональная?
10. Зерно интонации, развитие музыкального образа, музыкальная драматургия.
Размышления о музыке — (худ. импровизации в виде сочинения стихов, рисунки на темы полюбившихся муз. произведений)
Игры (музыкально-дидактические в начальной школе) – могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.
Ролевые игры, когда дети исполняют роли: «композитора», «дирижёра», «концертмейстера».
Игра включает ребёнка в процесс познания музыки. Игра активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, развивает воображение и т.д. В этой работе большое внимание уделяется сказке, сказочным образам.
«Разминка для ума» (дидактические игры на время), дидактические лото и т.д.
Лекции, беседы, рассказ учителя, вступительное слово, заключение.
Просмотр видео о музыке.
Музыкально-слуховой диктант (определение тембра инструмента, стиля композитора и т.д.)