ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на уроке музыки.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на уроке музыки.

 

ВИДЫ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА УРОКЕ МУЗЫКИ.

Исполнительская   деятельность: хоровое, ансамблевое и сольное пение;

э т а п ы работы над песней

1.вокально-хоровая  работа  над песней  начинается  с распевания   (лёгкие упражнения для голоса или выученные попевки и т.д)

2.работа над содержанием песни, познакомить с авторами. (рассказ  о песне)

3. песня исполняется учителем  на фортепиано  или звучит  в записи. (показ   образа песни)

4. исполнение   песни  по нотам   (сольфеджио) учащимися (если они знакомы с нотной грамотой)

5. далее учитель отрабатывает  трудные места песни, работает над ритмом; ставит работу  в зависимости от целей поставленных при разучивании (это и работа над дикцией (текст), над фразировкой, над дыханием, над звуком, динамикой, отрабатываются всевозможные штрихи и нюансы, и т.д.)

6. исполнение песни детьми   под аккомпанемент учителя или под фонограмму на последующих уроках.

  1. пластическое  интонирование и музыкально-ритмические движения;

    Пение  с  ритмическими  движениями, ритмические упражнения, пение песен ритмослогами, исполнение ритмического рисунка (прохлопывание  или игра на каком-нибудь инструменте), определение размера. Работа над ощущением долевой  пульсации.

 Движение под музыку необходимо на уроке  как разрядка, как смена  формы  работы.

Движение даёт возможность закрепить многие навыки:  ощущение долевой пульсации, формы. Двигательные упражнения  чрезвычайно разнообразны. Это игры, шаги и бег под музыку, движение «в образе» (подражание походке зверей, сказочных персонажей и т.п.), показ знакомых песен в движении, инсценировка песен, упражнения для координации  движений рук и ног, импровизация движений.

3.  Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.).     

4. Инсценирование (разыгрывание)  песен, сюжетов  музыкальных  пьес  программного  характера, фольклорных образов  музыкального  искусства.

  1. Освоение элементов музыкальной грамоты.
  2.  Игра на элементарных музыкальных  инструментах: металлофоны, ксилофоны, барабан, свирель, треугольники, бубны и т.д. возможно  исполнение  учащимися музыки на синтезаторе, фортепиано, скрипке, флейте , гитаре  и других профессиональных  музыкальных  инструментах, если они ими владеют (учитель может включить в урок  или в концерт  сольный номер таких учеников).
  3.  Дирижирование.  

8. Сочинение.

  1. Музыкально-образовательная деятельность (получение общих сведений о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приёмах исполнительства).

10. Работа с учебником.

Слушание  музыки. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности.

От   установки, которая  даётся  педагогом   перед слушанием музыки, во многом зависит  её восприятие  детьми.

Давать какие-либо пояснения  одновременно  со   звучащей музыкой  не рекомендуется. Анализ проводится после прослушивания.

Перед прослушиванием  музыки можно  задать детям вопросы  или задание.

Подходы  к  анализу    музыкального    произведения

Беседу   следует начинать  с определения   характера произведения  в целом  (или его частей)  и расширения определений, применяемых детьми. (Использование  эмоционального  словаря или словаря ассоциаций).

Таким образом, определение эмоционально-образного содержания произведения являются важной частью беседы, в процессе которой учащиеся связывают моменты программности и изобразительности, а также средства музыкальной выразительности с характером музыки. От  настроений, чувств, выраженных в музыке, к различию  изобразительных моментов (если они имеются), и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ.

Образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) – вызывают эмоциональный отклик.

1. Принадлежность к  одной из трёх сфер: песня — песенность;  танец — танцевальность; марш — маршевость?

2. При каких жизненных  обстоятельствах  должна звучать эта музыка?

3. О каких  событиях  рассказывает   музыка?

4. Выразительность музыки.  Какое настроение, чувства, черты характера  человека  выражены в  музыке?

5. Изобразительность музыки. Что рисует музыка – портрет или пейзаж, движение или животных  и т.д.?

6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке, для чего создано это  произведение?

7. Средства музыкальной выразительности (музыкального языка), которые помогли почувствовать музыку?

8. Самостоятельное  ли это произведение или часть  жанра  произведения?

9. Национальная принадлежность музыки: народная или профессиональная?

10. Зерно интонации, развитие музыкального образа, музыкальная  драматургия.

Размышления о музыке — (худ. импровизации в виде сочинения стихов, рисунки на темы полюбившихся муз. произведений)

Игры (музыкально-дидактические  в начальной школе) – могут  быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Ролевые игры, когда дети исполняют роли: «композитора», «дирижёра», «концертмейстера».

Игра  включает ребёнка в процесс познания музыки. Игра активизирует  эмоции, внимание, память, интеллект,  развивает воображение и т.д.    В этой работе большое внимание уделяется  сказке, сказочным образам.

«Разминка для ума»  (дидактические игры на время), дидактические лото и т.д.

Лекции, беседы, рассказ учителя,  вступительное   слово, заключение.

Просмотр  видео   о музыке.

Музыкально-слуховой диктант (определение тембра инструмента, стиля  композитора  и т.д.)