Гуманная педагогика — выступление

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР І СТУПЕНИ

Своё выступление мне хотелось бы начать с притчи.

СЛАЙД

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

- Я -  СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала:

- Я -  ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.

Подул легкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

- Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, — своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг… в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ — Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:

- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.

СЛАЙД

Хочется сравнить с четвёртой  свечой учителя, на которого надеются его ученики и родители, верят, что он сможет зажечь в их сердцах и спокойствие, и веру, и любовь.

Доброта, искренность, честность – этих качеств не хватает нашим детям. Если этого не будет,  что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Расчетливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.

В суете обычной школьной жизни может показаться незначительным, несущественным мнение, мысли ребенка, он как бы остается в стороне от «важных» дел. А что может быть важнее этой маленькой Вселенной, которая каждый день находится рядом с нами, обращена к нам, доверяет нам, готова раскрыться навстречу? А ведь эта Вселенная и есть – ребенок. Шалун — философ, озорник — мыслитель и великий труженик, неустанно познающий мир.

Как сохранить веру ребёнка в учителя, как вырастить его хорошим человеком, умеющим любить, сострадать, помогать?

Поиски пути к уму и сердцу ребёнка привели нас к изучению идей гуманно — личностной педагогики, которая опирается на наследие классической педагогической мысли.

СЛАЙД

Основные постулаты гуманной педагогики:

Вера в возможности ребенка и уважение его как личности.

Раскрытие его природных способностей.

Направление его на служение добру и справедливости.

         СЛАЙД

Воспитание в гуманной педагогике не только сопутствует предметному обучению, оно неразрывно с ним и опережает образование.

(на слайде) Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника

Ш. А. Амонашвили

Информация сама по себе не воспитывает человека, а информация, которая  несет в себе моральные составляющие, проходя через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка, легко запоминается, и что очень важно, воспитывает его.

СЛАЙД

Школа — это «лестница», ступеньки которой ведут вверх – это путь внутреннего развития; творчества; движения вглубь себя, освобождение от стереотипов мышления.

Чтобы стать личностью, ребёнок,  должен пройти путь от восприятия (на начальной ступени обучения) до потребности действия (на старшей ступени). Схематично это может выглядеть так:

ВОСПРИЯТИЕ             ОСМЫСЛЕНИЕ            ЧУВСТВОВАНИЕ        ЖЕЛАНИЕ

ПОТРЕБНОСТЬ            ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебно-воспитательного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.

Основная функция педагога – не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не учиться.

Поэтому методическое объединение учителей начальных классов в учебно-воспитательном процессе используют технологию развития критического мышления и элементы Арт-педагогики, которые при определённом творчестве и желании учителя применимы к любой программе и любому предмету. Формируют культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, помогают ребёнку в самораскрытии и самореализации.

Познавший себя человек – гуманен и способен жить по-человечески в изменяющемся мире; находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения.

Гуманная педагогика — это педагогика души, педагогика сотрудничества. Идеи гуманной педагогики помогают по-новому взглянуть на ребенка, на взаимоотношения взрослых и детей, открывают истинные причины проблем, существующих в семье и школе, нацеливают учителя на самообразование и самосовершенствование.

Работая в сотрудничестве с родителями, социально-психологической службой школы и городским центром практической психологии, учителя решают проблемуагрессивности, раздражения, неуверенности в успехе детей с нарушением психоэмоциональной сферы, которых сегодняобучают по тем же программам, что и “среднего” ученика. Но в силу их природных возможностей, они не могут освоить учебную программу. Мы что-то можем скорректировать, но изменить природу человека невозможно. И в этом случае на помощь приходит психологическая служба, проводя коррекционные занятия.

Школа – это не только здание, где происходит обучение ребёнка, но и  путь на котором начинается нравственное и культурное становление его личности.

Поэтому  каждый урок начинается с настроя, который нацелен на создание доброжелательной приятной атмосферы в классе, чтобы формализованные отношения между учителем и учениками сменились теплом и улыбкой. Это: посылка ребёнком самых добрых пожеланий самому себе, самому уроку, индивидуальное, выборочное обращение учителя к тому, кто особо нуждается в этом. А также применение методов и приёмов для создания комфортных условий на уроке.

  • Создание эмоционального настроя (использование картин, репродукций, диафильмов, музыки)
  • Использование дидактических игр и игровых приёмов
  • Обучение с использованием опорных схем, таблиц
  • Методы положительной мотивации: поощрение, убеждение, соревнование
  • Доброжелательный тон учителя, его такт
  • Использование в работе рекомендаций психолога, встреча с родителями.

               Успех – самый лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе. Дети могут быть успешными не только в учёбе, но и во внеклассной деятельности, котораяявляется логическим продолжением работы на уроке.  Это и участие в конкурсах, предметных неделях, праздниках, классных часах, учебных проектах, экскурсиях.

Мы видим результаты нашей работы. Это радость и улыбки детей на уроке, их заинтересованность, успехи в делах. Подтверждение того, что путь выбран правильно, является уровень сформированности  знаний, умений и навыков учащихся по предметам.

Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником. Умение и готовность принятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то есть толерантность, является основой гуманизации.

- Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно бодро, осмысленно и красиво;

Жизнь – это шанс, не упусти его.

Жизнь – это красота, удивляйся ей.

Жизнь – это мечта, осуществи её.

Жизнь – это счастье, сотвори его сам.

Счастьем и радостью должна быть пронизана вся школьная жизнь. Неудачи и неуспехи должны помогать приобретать опыт преодоления трудностей.

Но кто, если не учитель, делает радостным пребывание в школе? Кто, если не педагог, будет учить ребенка и воспитывать в нем благородные чувства?

Об активизации роботы учителя по новым системам обучения и овладении гуманистическими концепциями с вами поделится учитель начальных классов Андреева Виктория Валентиновна, специалист высшей квалификационной категории, «старший» учитель.

 Выступление психолога

Психическое здоровье детей, обучающихся в общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к учебе и общественной жизни; повышенная раздражительность и агрессивность. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Наше внимание привлекла Арт-терапия.

Второй год учителя начальных классов и социально-психологическая служба школы входит в состав городской творческой группы по изучению и использованию арттерапии в учебно-воспитательном процессе.

Методическое обеспечение работы группы осуществляет психолог высшей категории, арт-терапевт, член Всеукраинской ассоциации арт-терапевтов Титаренко Елена Ильинична, которая сегодня расскажет о роли  арт – терапии в воспитании и обучении детей.

Опубликовано в Из опыта работы