Урок изобразительного искусства

5 класс

Раздел 1. Язык изобразительного искусства

Урок №5

Тема.Средства выразительности скульптуры. Создание рельефа.

Цель урокапознакомить учащихся с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности.

Задачи:

  • познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, художественными материалами, применяемыми в скульптуре.
  • способствовать формированию навыков в технике лепки и создании художественного образа в пластическом материале;
  • развивать наблюдательность, воображение, фантазию.

Зрительный ряд: на усмотрение учителя.

Материалы к уроку:пластилин, СД диск, стеки, доска, влажные салфетки.

Задание: лепка из пластилина рельефа «Мир природы»

Словарь: скульптура, лепка, рельеф

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Приветствие учащихся:

- Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций.  Желаю вам фантазии, мастерства и успехов.

Актуализация опорных знаний.

Учитель. Изобразительное искусство имеет свой язык. Цветом, линией, объемом, силуэтом оно разговаривает со зрителем.Создает разнообразное восприятие мира.

Давайте вспомним, какие виды, и жанры изобразительного искусства вы знаете?

Вопросы:

1. К какому виду изобразительного искусства относится работа художника, выполненная красками?

2. Если на картине изображены деревья, дома, реки, облака, то эта картина по жанру…

3. К какому виду изобразительного искусства относится работа художника, выполненная без красок?

4. Что же такое графика?      (Графика – вид изобразительного искусства  )

5. Назовите основные выразительные средства графики.  (Линия, штрих, пятна, точки, тон)

(На доске размещены репродукции различных видов ИЗО,  нужно найти репродукции, где изображена графика).

Учитель: Ребята, вы прекрасно справились с заданием, и мы переходим к изучению новой темы. Сегодня мы поговорим ещё об одном виде изобразительного искусства. А о каком, вы мне сами скажете после прослушивания стихотворения Микеланджело.

Молчаливая муза

Не правда ли — примерам нет конца

Тому как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взгляд потомка восхищенный

И замыслом и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Ребята, кто догадался, о каком виде изобразительного искусства пойдет речь на уроке?   (О скульптуре)

Объявление темы урока.

Учитель: Вы правы. Сегодня мы поговорим о  скульптуре, о видах скульптуры и её образном языке. А также создадим рельеф «Мир природы».

Изучение нового материала.

С произведениями скульптуры мы встречаемся ежедневно, они сопутствуют нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.

Что же такое скульптура?

(Учитель показывает скульптурные изображения человека и животного).

Скульптура – это художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки или отливки.

Ребята, как вы думаете из какого материала можно выполнить скульптуру? (Из дерева, глины, металла, камня, льда)

Скульптура – один из древних видов искусства. Самые первые скульптуры – фигурки людей или животных – первобытные мастера лепили из глины, высекали из камня, вырезали из дерева или костей животных.

Слово скульптура пришло от латинского слова «высекать». 

(Новые термины, встречающиеся на уроке вывешиваются на доске)

Древние славяне называли это искусство ваянием.

Ваяние способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала                 (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее.

А произведения, выполненные этим способом – изваянием.

Лепкойизделия из мягких, пластических материалов(глины, пластилина).

Главный объект изображения в скульптуре – это человек и животное.
Подобно художнику, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека и его душевное состояние мы читаем в чертах лица, в жестах, движении.

45            46

Скульптура делится на два основных вида: круглая и рельеф.

47            48

 (Учитель показывает скульптурные изображения круглой и рельефной скульптуры, дети сами должны дать определение)

Ребята, как вы понимаете, что значит круглая скульптура? (Скульптура, которую можно обойти и рассмотреть со всех сторон).                                 

 Приведите примеры, где расположена круглая скульптура у нас в городе? (ответы детей)

А что значит рельеф?

(Выпуклое изображение на плоскости и такую скульптуру можно рассмотреть с одной стороны).

Приведите примеры, где расположена рельефная скульптура у нас в городе? (ответы детей)

В круглой скульптуре изображение предмета или фигуры имеет объемную форму.                                                                                       В рельефе изображение частично выступает над поверхностью.

Виды рельефа:

  • Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

49               50

Выразительные средства скульптуры:

  • Пластичность объема; (гибкость, плавность, выразительность)
  • Фактура, его поверхности.
  • Насыщенность массы – ощущение тяжести или легкости.
  • Цвет (применяется условно)
  • Взаимосвязь трехмерной формы и пространства.

51

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

Утром  рано умывались, полотенцем растирались.

И ногами  топали, и руками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Глазками моргали,

Головой качали.

Практическая работа.

Ну, а теперь, вы попробуете реализовать свой творческий потенциал, и показать полет вашей фантазии при создании одного из видов рельефа. Каким вы увидите «Мир природы»?

В зависимости от выбранного рельефа уберите лишнее, или нарастите объём.

Музыкальное оформление: Э. Григ. Сюита  «Пер Гюнт» —  «Утро».

57      77

Выставка детских работ.

55          56

Итог урока. Обобщение полученных знаний.  

  • Что обозначает слово «скульптура»?
  • Перечислите виды скульптуры.
  • Перечислите материалы скульптора.
  • Чем рельеф отличается от круглой скульптуры?

Оценивание.

Наш урок подошел к концу. Благодарю вас за вашу фантазию, воображение, творчество.

Всего вам доброго!

 

Опубликовано в Разработки уроков